Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея | Музей Тейлера (Харлем) | Коллекция Дж. Радемакерса (Антверпен)

7.11.2013-12.01.2014

Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Третьяковская галерея открывает новую выставку в рамках Года Голландии в России: вслед за показом полотен Пита Мондриана, выдающегося художника-модерниста, музей обратился к неизвестной для московской публики странице искусства Нидерландов – живописи первой половины XIX века, эпохе романтизма. Голландские произведения из собрания Дж. Радемакерса и одного из старейших музеев Нидерландов – Музея Тейлера в Харлеме демонстрируются в диалоге с работами русских художников этого периода из коллекции Третьяковской галереи.

Б.К. Куккук. Летний пейзаж, 1830
Сопоставление произведений зарубежных и отечественных мастеров в пространстве одной выставки не первый раз используется в выставочной практике Галереи. Подобный показ дает возможность, исходя из особенностей каждого собрания, выявить общее и своеобразное, европейское и национальное в изобразительном искусстве двух стран.

В России хорошо известно творчество Рембрандта, Ф. Халса и других художников золотого века голландского искусства, чьи произведения представлены в отечественных коллекциях. Однако полотна нидерландских мастеров первой половины XIX века редко можно встретить в российских музеях – это искусство знакомо у нас лишь специалистам. Между тем традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами, имели продолжение в изобразительном искусстве страны на новом историческом этапе. Высокий художественный уровень живописных произведений этого периода достоин того, чтобы их представить московской публике.

Понятие «эпоха романтизма» в изобразительном искусстве гораздо шире, чем сам романтизм, оно включает целый спектр стилевых направлений. В живописи первой половины XIX века одновременно сосуществовали несколько тенденций. Традиции академизма прослеживаются в работе В. Мола «Спящий мальчик» (около 1826); «Натюрморт с цветами и гнездышком птицы» (около 1825) Г.Я.Й. ван Оса и «Натюрморт» (1840-е) Ф.Г. Торопова объединяет «классицизирующий натурализм». «Кабинетные картинки» В. Хендрикса и К.А. Зеленцова, а также жанровые зарисовки П.А. Федотова «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик" (1846) и Д.Й. Блеса «Бедность и богатство (Домашняя жизнь семейства Х. Берникса)» (1848) тяготеют к бидермейеру.

П.А. Федотов. "Свежий кавалер".
Утро чиновника, получившего
первый крестик, 1846
В экспозицию вошли более 60 полотен. Живописи каждой из стран отведен отдельный зал. Состав экспонатов определялся своеобразием голландских коллекций – Музея Тейлера, созданного, как и Третьяковская галерея, на основе художественного собрания местного предпринимателя, и частной коллекции Дж. Радемакерса (Брасхаат, провинция Антверпена).

Первый в Нидерландах публичный естественно-научный музей, получивший имя его основателя – местного купца и банкира Питера Тейлера ван дер Хюлста (1702–1778), открылся в 1784 году в Харлеме. В 1824 году в музее была создана картинная галерея, которая формировалась, ориентируясь на современное отечественное искусство. Так сложилось, что исторический жанр, который был «зеркалом» эпохи в других европейских странах, в том числе и в России, в «новейшей» голландской живописи не был развит. В коллекции Музея Тейлера он не представлен. Павел Михайлович Третьяков также практически не приобретал произведений этого жанра. Поэтому в экспозицию намеренно не включены полотна русских художников исторического жанра. Акцент сделан на пейзаже, портрете, жанровых работах камерного масштаба.

На выставке экспонируются виртуозно исполненные портреты кисти Я.А. Круземана, а также О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, цветочные натюрморты Г.Я.Й. ван Оса и Ф.Г.Торопова, «марины» Р.А. ван Ханена, Й.Х.Л. Мейера и ранние работы И.К. Айвазовского, лесные пейзажи наиболее значительного художника этого времени Б.К. Куккука и тонкие и лиричные виды итальянской природы, исполненные А.А. Ивановым и М.И. Лебедевым.

К.П. Брюллов.
У Богородицкого дуба, 1835
На выставке преобладает характерная для романтизма ландшафтная живопись. Голландские и русские художники этого времени активно путешествовали, стремясь совершенствовать свое мастерство в других странах – в Италии (К.П. Брюллов, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, К. Круземан и др.), во Франции (Д.Й. Блес, В. Мол, К. Спрингер), в Германии (Б.К. Куккук, Л.Х. Фрикке), демонстрируя в своем творчестве тесную связь с европейскими школами.

Наряду с итальянскими видами, исполненными голландскими и русскими художниками, на выставке представлены ведуты, городские и сельские пейзажи. Характерно, что в голландской живописи распространены зимние пейзажи. В экспозиции это – «Зимний пейзаж» (1837) кисти Б.К. Куккука, «Зимний день на голландском побережье» (1849) Й.Х. Л.Мейера и Й.Ф. Хоппенбрауерса, «Катание на коньках вблизи голландского города» (1857) А. Схелфхаута. В русском искусстве первой половины XIX века подобная тема почти отсутствует.

Близость Харлема к Северному морю определяла выбор сюжетов местных художников. Песчаные дюны, морской залив – излюбленные мотивы их морских пейзажей. В эпоху романтизма традиционные ранее жанровые сцены, связанные с морем – морские прогулки, ловля рыбы, – уступили место изображению драматических событий, сильных эмоций. Шторм, кораблекрушение, гибель людей – темы, преобладавшие в маринистике эпохи, также представлены в экспозиции.

Я.А. Круземан.
Портрет Г.К.Г. Винью-Хейе, 1834
Харлемские мастера продолжали традиции выдающихся художников-портретистов (в Харлеме провел последние годы жизни выдающийся мастер портрета Ф. Халс). Однако в XIX веке традиция группового портрета была практически утрачена. В эпоху романтизма главным объектом внимания живописцев стала отдельная личность. В состав выставки включены мастерски исполненные портреты кисти Я.А. Круземана. В то время как голландский раздел выставки станет первым знакомством зрителя с этим искусством, то русская часть экспозиции представлена хрестоматийно известными произведениями главных художников эпохи – К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, М.Н. Воробьёва, А.А. Иванова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, Силв.Ф. Щедрина и других.

Сопоставительный показ живописи России и Нидерландов первой половины XIX века, так же как и ретроспектива одного из основоположников абстрактного искусства – Пита Мондриана, представленная на Крымском Валу рядом с основной экспозицией шедевров русского авангарда, дают уникальную возможность сравнительного восприятия истории искусства, осознания места русской культуры в европейском культурном пространстве.

После демонстрации в Москве выставка «Больше чем романтизм…» переедет в Харлем в Музей Тейлера. Диалог произведений русской и голландской живописи послужит лучшему пониманию особенностей культуры каждого народа.

Выставка сопровождается культурно-образовательной программой.

www.tretyakovgallery.ru



← к списку новостей