В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Художник и время. Рисунок XVIII века


24 апреля — 4 октября 2015 г.

Лаврушинский переулок, 10,
залы графики 49–54

СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ
 

Выставка «Рисунок XVIII века» открывает цикл экспозиций «Художник и время», посвященный истории русского графического искусства XVIII – начала ХХ века, и позволяет проследить процесс формирования русской рисовальной школы. 

В.Л.Боровиковский.
Портрет барона А.И.Васильева.
Около 1800
Несколько разделов экспозиции охватывают все основные аспекты становления русского рисунка. Анфилада залов графики встречает зрителей историей зарождения жанров.

Самым популярным из них в XVIII веке в России был портрет. Его расцвет в графике связан с именами приезжих пастелистов – И. Барду, И.-Г. Шмидта и др. Широкое распространение получила портретная миниатюра, к которой обращались не только европейские, но и выдающиеся русские мастера – Г.И. Скородумов, В.Л. Боровиковский. 

Следующие залы знакомят с эволюцией пейзажа: трансформацией классицистического пейзажа, выделением батального жанра, популяризацией «документальных» зарисовок, выполненных в путешествиях и экспедициях. В работах С.Ф. Щедрина, М.М. Иванова, Ф.Я. Алексеева, Ф.М. Матвеева, А.Е. Мартынова представлено все многообразие пейзажей: видовой, городской, усадебный.

Незадолго до открытия выставки одна из работ этого раздела получила новую атрибуцию. Было уточнено название рисунка тушью И.А. Акимова (1789), ранее фигурировавшего в каталогах как «Сцена из античной жизни». Удалось установить, что в основу композиции легла гравюра Ж.-Ж. Авриля (1789) по картине Ж.-Ж.-Ф. Ле Барбье «Пенелопа и Улисс, отправляющиеся из Спарты на Итаку (Стыдливость)».

С.Ф. Щедрин. Пейзаж с руинами. 1799
Выставка воссоздает картину взаимодействия отечественного и западноевропейского искусства. Отдельно экспонируются работы иностранных мастеров, чьи имена тесно связаны с русской культурой: знаменитых архитекторов Дж. Кваренги, Ж.-Ф. Тома де Томона, Ч. Камерона, декоратора П. Гонзага, – демонстрирующие виртуозное мастерство рисовальщиков.

Несомненный интерес представляют работы преподавателей и учеников учрежденной в 1757 году Академии художеств; среди них – рисунки Г.-Ф. Дуайена, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, А.П. Лосенко, М.И. Козловского.

Логичным продолжением темы являются ученические штудии, копии работ старых мастеров, зарисовки с античных памятников, произведения, привезенные из пенсионерских поездок. Среди работ русских художников, связанных с первыми десятилетиями деятельности Академии художеств, привлекает внимание рисунок И.Ф. Тупылева «Избиение младенцев» (1783), прошедший недавно серьезную реставрацию.

Интересные и неожиданные грани рисовальной культуры открываются в произведениях неизвестных художников, чьи работы составляют значительную часть графического наследия эпохи. По своему разнообразию и высокому художественному качеству эти произведения существенно дополняют и обогащают историю русского искусства XVIII века. Многие из них были отреставрированы специально к выставке, некоторые демонстрируются впервые.

Экспозиция дает представление об истории рисунка от его зарождения в эпоху Петра I и до конца правления Екатерины II и позволяет увидеть все многообразие и красоту техник, популярных у мастеров XVIII столетия: пастель, акварель, перовой рисунок, рисунок карандашом, углем и сангиной.  

 
 
При поддержке
 



Информационная поддержка



www.tretyakovgallery.ru



← к списку новостей